
Вопрос:
Нужно ли вносить в действующее решение Совета МОГО, регламентирующее порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан, положение о необходимости формирования реестра подписей, либо возможно просто при проведении собраний и конференций граждан собрать подписи участников собрании и сформировать этот реестр.
Ответ.
Реестр подписей требуется представлять в соответствии с постановлением Правительства РК № 628, к его содержанию в постановлении установлены определенные требования.
Требования постановления № 628 не являются обязательными для внесения соответствующих изменений в действующие порядки назначения и проведения собраний.
Вместе с тем, согласно абзацу пятому части 2 статьи 29 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (далее - порядок собрания по инициативным проектам). Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 26.1 указанного закона инициативный проект до его внесения в местную администрацию подлежит рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления, в целях:
- обсуждения инициативного проекта,
- определения его соответствия интересам жителей муниципального образования или его части,
- целесообразности реализации инициативного проекта,
- а также принятия сходом, собранием или конференцией граждан решения о поддержке инициативного проекта. При этом возможно рассмотрение нескольких инициативных проектов на одном сходе, одном собрании или на одной конференции граждан.
- Инициаторы проекта при внесении инициативного проекта в местную администрацию прикладывают к нему соответственно протокол схода, собрания или конференции граждан, результаты опроса граждан и (или) подписные листы, подтверждающие поддержку инициативного проекта жителями муниципального образования или его части.
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять вышеуказанный порядок собрания по инициативным проектам либо внести изменения в этой части в действующий порядок назначения и проведения собраний, с учетом требований статьи 26.1., возможно предусмотреть оформление реестра подписей и сбор подписей на случай участия инициативного проекта в республиканском конкурсе (но, как указано выше, не требуется обязательно вносить изменения в МНПА в части оформления реестра, реализация возможна в рабочем порядке, без отражения в МНПА).
Вопрос:
Необходимо ли формировать реестр подписей граждан, который должен содержать согласие (несогласие) на финансовое участие граждан в реализации инициативного проекта при проведении опроса граждан?
Если да, то нужно ли данное положение предусматривать в решении Совета МОГО, регламентирующее порядок назначения и проведения опроса граждан?
Ответ.
В соответствии с частью 4 статьи 26.1. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также путем опроса граждан, сбора их подписей.
Согласно части 5 статьи 31 указанного закона в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливается в том числе формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса.
На основании изложенного при проведении опроса по выявлению мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта необходимо в формулировку вопросов, предлагаемых для опроса, включать позицию либо вопрос о финансовом участии (в нашем ответе под позицией мы подразумеваем информацию о сумме финансового участия, а под вопросом мы подразумеваем отражение в опросном листе вопроса о сумме финансового участия граждан). Исходя из опыта реализации проекта «Народный бюджет» представляется, что сумма финансового участия определяется на собрании, а при проведении опроса данная сумма указывается в качестве информирования участников опроса в случае их поддержки инициативного проекта, то есть поддержав инициативный проект, гражданин дает согласие на свое финансовое участие.
Таким образом, требуется либо принятие нового МНПА, регламентирующего проведение опроса по выявлению мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта (что на наш взгляд не целесообразно) либо внести изменения в действующие порядки назначения и проведения опроса граждан в части выявления мнения граждан по вопросу поддержки инициативного проекта, отразив в том числе необходимость отражения в опросе финансового участия граждан.
Комментарии по модельному акту.
Модельный акт был подготовлен в целях оказания методической поддержки МО в правовом регулировании вопросов, связанных с инициативными проектами.
Модельный акт предлагает порядок реализации инициативного проекта на территории МО за счет средств МО.
Модельный акт не является обязательным для дублирования, МО вправе устанавливать свои требования, механизмы, порядки, условия, НО с учетом статей 26.1, 29, 31, 56.1. Федерального закона № 131-ФЗ.
Постановление Правительства РК № 628 устанавливает требования и условия для участия в республиканском конкурсе.
Исходя из установленных условий в МО требуется урегулировать вопрос отбора инициативных проектов в МО для участия в республиканском конкурсе, для этого необходимо совместить ваши порядки с постановлением, внеся соответствующие изменения, например в части муниципальных комиссий (этот вопрос обсуждали на ВКС).
Вопрос:
При формировании Муниципальной комиссии по отбору инициативных проектов (ИП) для участия в республиканском конкурсе в рамках постановления Правительства РК № 628 половина членов комиссии тоже назначается на основе предложений Совета МР?
Ответ.
Муниципальную комиссию (комиссию № 2 в районах) по рассмотрению ИП для участия в республиканском конкурсе формируете по своему усмотрению, но желательно включить представителей поселений.
Комиссия должна быть мобильной, при этом массивной. Включайте по одному представителю от поселения, заместителей руководителя администрации района и др. лиц (отраслевики, депутаты, активисты, известные в районе жители).
НО предусмотрите, например, что член комиссии от поселения участвует, если есть проект от этого поселения, и курирующий заместитель тоже участвует в заседании, если есть проект по его отрасли.
Вопрос.
Согласно порядку проведения конкурсного отбора инициативных проектов в случае, если в администрацию городского поселения внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, администрация городского поселения организует проведение конкурсного отбора и информирует об этом инициаторов проекта.
Значит, если в администрацию внесен один проект, то конкурс не состоится и тогда администрация поселения не вправе представить его в муниципальную комиссию МР для дальнейшего рассмотрения?
Ответ.
Да, из содержания этого пункта так и следует. Если поступил один проект, то администрация при наличии финансов реализует его за счет собственных средств, если финансов нет, то отказывает по этой причине. Если поступает несколько проектов, то направляет в комиссию и проводится конкурс.
Ваши порядки устанавливают ваши действия и реализацию за ваши деньги.
Однако, если идти на республиканский конкурс, то требуется протокол муниципальной комиссии, значит комиссия должна его рассмотреть.
В этой связи дополните ваш порядок полномочиями, как администрации, так и комиссии в отношении инициативных проектов (одного инициативного проекта), их рассмотрения, оценки и рекомендации для участия в республиканских конкурсах, в том числе при поступлении одного проекта.